Обучение по-взрослому: 14 полезных советов от HeadHunter, часть 2

В первой части статьи мы поделились стратегией: рассказали о том, как подойти к теме корпоративного обучения и стоит ли вообще тратить на него ресурсы бизнеса. Если вы поняли, что без развития сотрудников вам никуда, настало время обратиться к тактике. Вот еще несколько советов и находок, которые помогут встроить обучение в корпоративную культуру и мотивировать сотрудников.

Обучение по-взрослому: 14 полезных советов от HeadHunter, часть 2

1. Выделяйте ресурсы

По результатам исследования HeadHunter, обучение сотрудников и оценка их эффективности — HR-процессы, которые в 2016-м году планировали развивать 42% работодателей. При этом на вопрос о том, как компании относятся к обучению сотрудников, большинство отметило, что поощряет, если это не сказывается на рабочем процессе и организовано вне рабочего времени:

Обучение по-взрослому: 14 полезных советов от HeadHunter, часть 2

На ум приходит народная поговорка «И хочется, и колется»: на словах работодатели поощряют обучение, но на деле не предоставляют для него ресурсы. В таких компаниях сотрудников учат для галочки. Если вы не знаете, как обучение влияет на бизнес и стоит ли в него инвестировать, пересмотрите свое отношение к этому процессу. Мы писали об этом в первой части статьи .

2. Предоставьте сотруднику выбор

Если вы относитесь к 28% компаний, которые готовы пойти сотрудникам навстречу, вот полезная находка, чтобы не «слить» бюджет:

Это сумма денег, которую сотрудник может тратить как хочет, но только на образовательные цели. При этом можно конкретизировать темы/навыки, а формат, режим или даже провайдера сотрудник выберет сам.

3. Играйте

Мы про геймификацию — использование элементов игры и соревнования. Мотивы достижения успеха и избегания неудач — сильные личностные драйверы человека. Рейтинги, символические беджи и награды иногда мотивируют сильнее и дольше, чем денежное вознаграждение. Важно, чтобы вокруг соревнования разворачивалась позитивная история с корпоративными символами и PR, в которой руководство будет принимать активное участие: поддерживать боевой дух и отмечать сильнейших.

4. Организуйте клуб по интересам

Запустите в отделе дискуссионный клуб по профессиональным интересам и встречайтесь один раз в месяц или чаще. Вот увидите, живые обсуждения на интересные темы плавно превратятся в том числе в бесплатный тимбилдинг :) Можно наметить календарь тем и распределить их по коллегам, чтобы к каждой встрече была презентация или мастер-класс с интересным контентом. Привлекайте на эти встречи внутренних или внешних экспертов для разбора кейсов.

5. Будьте уверены в качестве контента

Работа над контентом требует усердия. Обязательно введите систему оценки курсов и выкидывайте неэффективные. Плохой контент убьет интерес даже в самом мотивированном сотруднике. Практика «Академии» HeadHunter показывает, что занятие должно увлечь сотрудника в течение первых 20 секунд. Хороший контент эмоционально заряжен и выстреливает сразу: картинки сочные, текст — как будто про самого сотрудника, без воды и очевидных фактов.

6. Работайте со скептиками

Обоснуйте скептически настроенному сотруднику пользу от обучения в беседе тет-а-тет. Расскажите, как обучение ему лично поможет в решении задач и построении карьеры. Подойти к этой миссии легче, если представить руководителя наставником и коучем, который показывает на личном примере, что обучение — это сила.

7. Используйте разные форматы

В силу особенностей психики люди по-разному воспринимают и анализируют информацию. В науке эта теория называется принципом Колба. Вывод из него один: используйте разные форматы — «поделать», «послушать», «почитать», «порассуждать».

Дифференцированный подход требуется и к объему обучения. Предлагайте как длинные серьезные курсы, так и bite-size уроки, откуда сотрудник может почерпнуть одну ценную мысль.

Приятно иллюстрировать этот совет примером из практики клиента «Академии» HeadHunter. Руководитель отдела персонала крупной компании в сфере IT рекомендует онлайн-материалы как дополнительный ресурс к основным программам обучения. Вот три области, в которых компания использует курсы «Академии»:

  • Обучение руководителей: встраивают ролики и курсы в тренинги и семинары, адаптируя контент под свои задачи.
  • Саморазвитие сотрудников среднего звена: выдают коллегам блок тем для самостоятельной проработки и проведения мастер-классов в отделе.
  • Тренировка навыков линейного персонала с помощью бизнес-симуляций и тренажеров.

Организация обучения в компании — непростая задача, которая требует максимального вовлечения руководства и отдела персонала. Дорогу осилит идущий, а мы тем временем будем продолжать готовить для вас полезный материал на эту тему.

Читать первую часть статьи