По мере изменения роли логистики трансформируются профессиональная деятельность логистов и сложившиеся вокруг профессии стереотипы. У большинства из нас логистика ассоциируется с перевозкой товаров, комплектацией заказов, хранением товаров на складе. Но, если погрузиться в изучение того, как товары попадают от компании-производителя к конечному потребителю, начинаешь понимать, что все намного сложнее и интереснее.
Сегодня перед логистикой появляются новые вызовы: развиваются каналы продаж (например, бурно растет рынок электронной коммерции), клиенты становятся более требовательными, меняется наше покупательское поведение. И от того, насколько эффективным будет управление каждой частью цепочки поставок, зависит конечная удовлетворенность клиентов.
Сегодня логистика влияет на стратегию развития компании, на разработку и внедрение управленческих решений, на выбор и интеграцию ИТ-технологий. Конечно же, молодой специалист, пришедший на стартовую позицию, не может сразу ощутить всю важность логистики в бизнесе. Зато увидит, насколько интересно и перспективно выбранное направление. Легче всего ощутить это, если первым местом работы становится крупный и современный логистический объект, в котором реализованы все инновации и процесс оптимизации не прекращается никогда.
Чтобы начать работать на операционной позиции на одной из таких инновационных площадок, достаточно получить среднее профессиональное образование. Российские колледжи предлагают специализированные программы обучения в области логистики, например: «Организация перевозок и управление на транспорте», «Операционная деятельность в логистике» и другие. Однако начать карьеру в логистике может и выпускник колледжа с другой специальностью. Многие службы HR логистических центров организуют обучение для тех, кто приходит на стартовые должности без опыта. В зависимости от выбранной должности новички учатся работать на технике и с системой WMS, получают базовое представление об устройстве складского комплекса и организации складских процессов. Важно, чтобы молодой специалист был технически грамотным, имел навыки работы с информационными системами, был готов осваивать новые технологии (например, голосовой отбор, отбор по световому сигналу) и работать с системами автоматизации.
Оптимальное начало карьеры в логистике — это работа на стартовых операционных позициях, то есть сотрудником склада, водителем или диспетчером. Такой старт позволяет будущему менеджеру или аналитику на практике понять основные логистические процессы и понять, в каком направлении ему интересно развиваться дальше. Это может быть складская, локальная или международная транспортная логистика, а также специализация на таможенных операциях, планировании поставок или снабжении. Следующим этапом может стать профильное высшее образование и изучение всей цепочки поставок.
Если говорить о работе на складе, то следующей ступенью в развитии может стать позиция бригадира. Для успешной работы понадобятся навыки управления командой и эффективной организации работы.
По мере увеличения зоны ответственности необходимо развивать новые навыки и компетенции. Например, начальник смены должен обладать следующими компетенциями:
Как правило, в полной мере этими качествами владеет не тот, кто только что покинул стены университета, а человек, имеющий опыт работы и определившийся со своим интересом именно к логистике. Безусловно, важно подкреплять практические знания изучением теории. Поэтому получение высшего образования для таких сотрудников становится естественной ступенью на пути к повышению до управленческой позиции, такой как руководитель склада.
Дополнительные преимущества в развитии карьеры предоставляют крупные компании, особенно те, которые оперируют сетями с разветвленной географией. К примеру, в сетях ретейла всегда есть логистические площадки разного уровня — от складов магазинов до центральных распределительных центров, расположенных в разных регионах. В таких компаниях налажена процедура перевода сотрудников в другой регион, в команду открывающейся новой площадки. Для человека, начавшего путь в логистике, это отличная возможность получить повышение до позиции менеджера. Главное, не бояться браться за новые сложные проекты.
Другое преимущество работы в крупной компании — возможность расти и развиваться как по вертикали, так и по горизонтали. Например, объектом амбиций сотрудника может быть не карьера управленца, а возможность специализироваться на интересных ему направлениях. Кроме того, в крупной компании, благодаря большому количеству объектов, всегда существует возможность перехода в новую сферу деятельности, например из складской логистики в транспортную. Кроме того, нередко механизмы релокации позволяют сотрудникам решать свои личные глобальные задачи, например, переехать в Москву и перейти на работу в центральный офис.
При поиске подходящего кандидата специалисты по подбору персонала и нанимающие менеджеры гораздо больше интересуются не профилем образования, а желанием кандидата расти и развиваться, приобретать новые знания в интересной для него сфере. В наше время, когда появляется много новых технологий, знания и опыт быстро устаревают, важно постоянно учиться новому. Одной из ключевых компетенций также становится гибкость и адаптивность к изменениям. Для многих компаний общей тенденцией является создание среды для развития сотрудников в рамках одной организации. Логистические объекты в этом отношении не будут исключением. Команда HR, работающая на объекте, продемонстрирует вам все возможности и перспективы на примерах реальных историй успеха. От вас потребуется желание воспользоваться этими возможностями, быстрая обучаемость и готовность получать знания и навыки. Причем это желание необходимо начать демонстрировать уже на первом телефонном интервью.