12 шагов на пути к своему делу: инструкция для начинающих предпринимателей
Когда начинаешь бизнес, в голове много вопросов: где найти команду? Будет ли бизнес успешным? Через какое время окупятся вложения? Чтобы не бросить всё на полпути, мы подготовили алгоритм действий из 12 шагов. Инструкция поможет подготовиться к запуску бизнеса и избежать частых ошибок.
Шаг 1. Найдите свою нишу
Проще всего начать с того, что знаете и любите. Если разбираетесь в кофе, подумайте о том, чтобы открыть кофейню. Если понимаете, как ухаживать за собой, присмотритесь к сегменту бьюти-услуг.
Но помните о конкурентах: скорее всего, в вашем городе уже работает с десяток подобных компаний. Чтобы предложить клиентам что-то новое, изучите рынок и найдите, чего не хватает в выбранной нише. Например, предприниматель открывает автосервис. Отстроиться от конкурентов помогут услуги, которых нет у других: скажем, выезд к клиенту на дом или срочный ремонт за 24 часа.
Можно попробовать силы и в незнакомой отрасли, но этот путь сложнее. Придётся разобраться в особенностях бизнес-сегмента и наработать нужный опыт.

Если вы не профи в выбранной сфере, стоит поработать на должности в компании со сходным профилем, понять, что и как, и затем только уходить делать свой бизнес
Шаг 2. Изучите целевую аудиторию
Определите, кому вы хотите продавать товары или оказывать услуги. Опишите портрет подробно: какой пол, возраст, доход, интересы. Это нужно, чтобы ожидания клиентов и ваше предложение совпали, иначе бизнес «не взлетит».
Когда девушка-предприниматель открывает студию премиальных бьюти-услуг, целевой аудиторией будут женщины старше 25 лет с доходом выше 100 000 ₽ в месяц, которые следят за трендами в сфере красоты. А парикмахерская экономкласса ориентируется на мужчин и женщин пенсионного возраста или с доходом меньше 40 000 ₽ в месяц.
Шаг 3. Выберите локацию
Если открываете точку, нужно изучить, где её лучше всего расположить. На успех бизнеса влияет:
• пешеходный трафик — например, возле торговых центров всегда больше людей
• заведения конкурентов поблизости — если рядом есть несколько похожих точек и они работают давно, привлечь аудиторию будет сложно
• наличие парковки — если клиенту негде поставить машину, он вряд ли вернётся
• соответствие района и целевой аудитории: в спальных районах посетителями будут местные жители, в центре — люди, которые работают поблизости
Шаг 4. Составьте бизнес-план
Бизнес — это всегда про цифры. Просчитайте все важные показатели:
• сколько денег нужно на старте
• какими будут расходы на рекламу, закупки, зарплату сотрудникам, оплату аренды, коммунальных услуг
• какой доход сможете получить через месяц, три месяца, полгода или год
• когда окупите вложения и получите первую прибыль
Если сложно составить бизнес-план самому, обратитесь к профи: в компанию, которая оказывает такие услуги, или к специалисту на фрилансе.
Шаг 5. Найдите стартовый капитал
На этапе бизнес-плана вы уже посчитали, сколько денег нужно на старте. Теперь надо решить, где их брать. Это могут быть:
• собственные сбережения — если уже имеете финансовую подушку
• кредит в банке — для предпринимателей бывают предложения со спецусловиями
• деньги партнёров — вариант подходит, если открываете бизнес с компаньоном
• краудфандинг — если идея оригинальная, можно привлечь деньги через крауд-платформу, где люди коллективно финансируют проекты
Не стоит тратить на бизнес последние деньги. Всегда есть риск, что своё дело не окупится, даже если всё внимательно просчитать.
Шаг 6. Зарегистрируйте бизнес
Оформите ИП или ООО. Индивидуальным предпринимателям проще с отчётностью и налогами, но ИП отвечают за бизнес своим имуществом. Если предприниматель накопит долги, их могут взыскать через суд и оплатить через продажу автомобиля или недвижимости.
ООО — это юридическое лицо. Учредителей может быть несколько, и по долгам отвечает сама компания. Владельцы рискуют только долей, которую вложили в уставной капитал. ООО воспринимают как более надёжного партнёра, особенно если участвовать в тендерах. Но при такой форме бизнеса больше отчётов и меньше вариантов налогообложения.
Подать документы в налоговую для регистрации можно лично, через сайт ФНС или Госуслуги.
Шаг 7. Найдите поставщиков
Не стоит экономить на качестве — чтобы быстрее набрать пул постоянных клиентов, лучше предложить им товар или услугу, которая не уступает предложению конкурентов или превосходит его.
Выбирайте надёжных поставщиков: изучите сайт и портфолио, проверьте документы о регистрации, соберите отзывы у коллег. Продумайте план действий на случай сбоев: например, обезопасить бизнес поможет второй поставщик на ключевые позиции.
Шаг 8. Соберите команду
Если хотите делать всё самостоятельно — это не лучший вариант: пока предприниматель разбирается в тонкостях бухотчётности или сам стоит за кассой, он теряет время, которое мог бы потратить на развитие бизнеса.
Наймите людей, которые ответственно относятся к работе, умеют общаться с клиентами и готовы учиться. Ускорить поиск поможет приложение hh бизнес. Размещайте вакансии в своём городе, ищите персонал по базе резюме, а потом общайтесь и звоните кандидатам прямо из приложения. Сделайте процесс найма простым, чтобы освободить время на другие важные задачи.
Шаг 9. Продумайте, по каким элементам клиенты будут вас узнавать
Выберите название компании — лучше, чтобы оно легко запоминалось и отражало суть бизнеса. Клиенты сильнее запоминают компании, которые работают с айдентикой (логотипом, стилем) и узнаваемостью, но помните, что это отдельное направление для работы, которое потребует вложений.
Если решите работать с брендингом, потребуется придумать логотип, цветовое решение и шрифты. Лучше работает простое лого без лишних деталей, чтобы его можно было использовать в разных масштабах: изображение должно хорошо выглядеть и на визитке, и на вывеске. Для таких задач можно привлечь дизайнера-фрилансера или агентство.
Шаг 10. Запустите маркетинг
Начните с того, что можете сделать своими силами: создайте группу в соцсетях, закажите в типографии промолистовки, если работаете офлайн.
На следующем этапе можно создать сайт, подключить агентство или фрилансера, который настроит интернет-рекламу. Если нужно, соберите через сайт базу адресов электронной почты и запустите рассылку.
Шаг 11. Настройте процессы
Автоматизируйте рутину через сервисы для бизнеса. Работать с клиентами и продажами помогает CRM-система, отдельные программы есть для складского и бухгалтерского учёта.
Чтобы принимать платежи, нужно установить терминал и настроить эквайринг — возможность принимать платежи безналичным способом. Старайтесь сделать так, чтобы вам не нужно было часто вмешиваться в процессы.
Шаг 12. Развивайтесь и масштабируйтесь
Когда бизнес встанет на ноги, ищите новые точки роста и не бойтесь экспериментировать. Следите за финансовыми и другими показателями, чтобы понимать, какие деньги вы можете инвестировать в развитие и какой сегмент бизнеса работает лучше всего.
Например, небольшое маркетинговое агентство запускает рекламу через Яндекс Директ и создаёт сайты. Настройка рекламы даёт прибыль, а по сайтам компания работает в ноль, потому что приходится оплачивать работу субподрядчиков. Значит, стоит усилить первое направление или оптимизировать работу второго так, чтобы появилась прибыль.
Если решили открыть своё дело, не стоит останавливаться на полпути — первые шаги всегда самые сложные. Не бойтесь ошибок и окружите себя людьми, которые верят в ваш проект. Общайтесь с другими предпринимателями, делитесь опытом и ищите точки развития. Удачи!
🔄 Материал обновлён 11 декабря 2025 года
↩ На главную блога
