Давно пора: почему руководители не спешат увольнять малоэффективных сотрудников
В ситуации, когда возникает необходимость уволить сотрудника, хотя бы раз в жизни оказывается большинство руководителей. И чаще всего дается такое решение непросто. Почему? Разбираемся в нашем материале.
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Методикам поиска и найма работников посвящено множество статей, а вот вопросам увольнения уделено несправедливо меньше внимания. Меж тем стоимость замены сотрудника в среднем составляет от 100 до 300 процентов от его заработной платы. Неудивительно, что руководители порой до последнего стараются сохранить работника в компании, ведь его уход влечет за собой финансовые потери.
Кроме того, нежелание компании расстаться с сотрудником объясняется страхом «поменять шило на мыло» — ведь на смену одному нерадивому работнику может прийти еще менее подходящий.
Какие еще причины заставляют руководителей годами терпеть в штате неэффективных подчиненных?
Нет ресурсов на поиск нового человека
Найти хороших специалистов на рынке труда непросто. Кроме того, наём нового работника требует серьезных затрат: как финансовых, так и временных. Поэтому для многих руководителей поиск нового сотрудника — целый квест. Особенно это актуально в организациях, где нет специалиста по подбору персонала и его функции ложатся на начальника отдела, в котором образовалась вакансия.
Надежда, что сотрудник исправится
Какой руководитель не надеялся, что под влиянием уговоров подчиненный исправит свое отношение к работе? Но «воспитательные беседы», как правило, имеют недолгий эффект — и уже через некоторое время всё возвращается на круги своя.
Подчиненный — ваш родственник или близкий
Ситуация, распространенная в среднем и малом бизнесе. А уволить родственника или друга крайне непросто: как только руководитель попытается это сделать, ситуация очень быстро отразится на личных отношениях, причем не только с самим подчиненным, но и с другими членами семьи.
Сотрудника невозможно заменить
«Да его просто невозможно заменить!» — такое возражение нередко можно услышать от руководителя отдела или всего бизнеса. На самом деле за этой установкой часто стоят иные причины: всё то же отсутствие желания искать замену, нежелание портить отношения с человеком, страх, что он устроит «бунт на корабле» или уйдет к конкурентам, прихватив с собой клиентскую базу.
Жалко уволить
Да, все мы живые люди, а значит, не лишены сострадания. Бывают ситуации, когда сотрудника просто по-человечески жалко уволить. Например, когда у него маленькие дети, ипотека или неработающая жена. Любой руководитель понимает, что, скорее всего, так он оставляет его на какое-то время без средств к существованию.
«Один неподходящий сотрудник гораздо дороже недостачи одного сотрудника».
Не хочется проблем
Нередко в компаниях, особенно небольших, существует негласный принцип в отношении персонала: «плохой мир лучше хорошей войны». Руководители годами терпят неподходящего сотрудника из-за опасения, что тот устроит скандал или пойдет жаловаться в трудовую инспекцию.
«За свою практику я наблюдал разные исходы трудовых споров. В одних случаях суд становился на сторону работодателя, в других — сотрудника. Всё зависит от того, какие были основания для увольнения и была ли эта процедура проведена в соответствии с законом.
В случае нарушений, как со стороны нанимателя, так и со стороны сотрудника, я рекомендую в первую очередь попробовать договориться без привлечения третьих лиц. Если это невозможно — обратиться в трудовую инспекцию. Если и это не помогло — только тогда нужно идти в суд».
Увольнение — неприятная ситуация для обеих сторон процесса. Однако зачастую она является единственным выходом из ситуации. Подходите к этому вопросу как к обрезке виноградника, когда нужно без сожаления удалить лишние ветки. Вовремя прощаясь с неэффективными сотрудниками, вы даете шанс на развитие и им, и своей компании.
↩ К другим статьям