«Рекрутеры без зарплаты»: пять HR-ботов, которые работают в российских компаниях
Heineken: бот ищет молодых специалистов
Крупным компаниям нелегко привлекать молодых специалистов: считается, что миллениалам ближе гибкость и плоская структура управления в стартапах, а не стабильность и иерархия больших организаций. Чтобы показать молодым соискателям, что они открыты технологиям и быстро реагируют на изменения, в Heineken решили использовать чат-бота для привлечения и отбора интернов.
Резюме потенциальных кандидатов нашли на hh.ru. Каждому из них пришло письмо или СМС со ссылкой на чат-бота. В диалоге бот рассказывал о программе подготовки управленческих кадров и задавал вопросы, чтобы понять, насколько кандидатам интересна вакансия и подходят ли они для нее.
Каждый десятый кандидат перешел по присланной ему ссылке, из них 38% начали беседу с ботом, больше половины ответили на все вопросы и полностью прошли анкетирование, а 4% выполнили тестовое задание и были приглашены на интервью. Чат-бот полностью освободил рекрутера от самой затратной по времени части работы.
Nissan: разбор откликов с роботом-рекрутером
Много откликов — радость и горе рекрутера одновременно. Компания Nissan получила 574 отклика на позицию оператора производственной линии и решила оптимизировать дальнейшую работу над вакансией. В работу вступил не просто чат-бот, а «Виртуальный рекрутер»: » — комплекс услуг HeadHunter по продвижению вакансиивакансий, общению с кандидатами и подбору подходящих специалистов.
Чтобы выбрать подходящих, разработчики прописали для робота подробный алгоритм, по которому проходил анализ каждого кандидата. На первом этапе система выбрала 386 кандидатов, на втором — 86 пригласила на собеседование. В итоге до работодателя дошли больше половины приглашенных, 55 человек. На скил-тесты пригласили 21 человек, треть из них успешно прошла собеседование и выполнила тестовое задание.
IКЕА: новые кандидаты прямо из магазина
Предложение заполнить анкету на вакансию можно встретить во многих магазинах, IKEA не исключение. Как и другие работодатели, в компании столкнулись сразу с несколькими проблемами бумажных анкет: плохой почерк, нет единой базы для всех магазинов, каждое резюме нужно просматривать вручную. Вот если бы анкету заполняли онлайн, да еще в удобной форме… В общем, чат-бот оказался лучшим решением в этой ситуации.
Компьютеры с установленным чат-ботом — джоб-киоски — поставили в нескольких магазинах IKEA. Теперь вся информация о кандидатах хранится в единой базе, и анкеты можно сортировать в зависимости от требований вакансии.
Пообщаться с чат-ботом можно не только в магазине: ссылка на диалог «зашита» в QR-код в объявлениях о работе. Также соискатели могут позвонить по специальному номеру и получить в ответном СМС ссылку на чат-бот.
«Пятерочка»: оценка удовлетворенности новичков
В отраслях, где текучесть персонала может доходить до 100%, работодатели исследуют причины каждого увольнения. Особенно болезненным оказывается уход тех, кто проработал в компании совсем недолго.
Чтобы предупредить такие ситуации, в магазинах «Пятерочка» проводят опрос удовлетворенности новых сотрудников. У работников торгового зала нет доступа к компьютерам, поэтому опрос создали в виде диалога с чат-ботом в мобильном телефоне. СМС со ссылкой на диалог получали все, кто отработал в магазинах 10 и 30 дней.
Чат-бот интересовался, доволен ли сотрудник расположением магазина, бытовыми условиями работы, общением с коллегами и начальником, качеством ознакомительных встреч. Сценарий общения постарались сделать максимально естественным: в чат-бот «зашили» много вариантов ответных реакций. Если по ответам бот понимал, что сотрудник не прошел все необходимые для него этапы адаптации, то предупреждал работника, что с ним дополнительно свяжется менеджер. Замеры проходили в два этапа, чтобы HR могли оценить, как меняется настроение сотрудников в зависимости от мероприятий по адаптации.
Hoff: быстрый поиск на массовые позиции
Плюс чат-бота в том, что он может найти соискателя где угодно: и через СМС и почту, и через рекламные баннеры на сайтах и в соцсетях, в мессенджерах и даже на самой странице вакансии. У кандидатов на «массовых» позициях часто нет резюме, так как это их первая работа. Так что компании используют каждую возможность установить с соискателем контакт.
Для сравнения: на отбор и обработку такого количества кандидатов без бота ушло бы около двух месяцев работы ресечера. Благодаря боту время найма снизилось от нескольких недель до нескольких дней.